История прихода

Ученики церковно-приходской школыФото © Илона Казютина | Дата: ca. 1900?

В церковно-приходской школеФото © Илона Казютина | Дата: ca. 1900?

Церковь в НеманицеФото © Илона Казютина | Дата: ca. 1900?

Дьякон церкви Павел Владимирович Гахович с семьёй. У него было 14 детей. По версии родственников расстрелян в Куропатах в годы репрессийФото © Илона Казютина | Дата: ca. 1930?

Петропавловская церковь в НеманицеФото © Илона Казютина | Дата: ca. 1900?

фотографии взяты с  - https://radzima.org/ru/object-photo/7100.html


Когда в Неманице была построена церковь, точно не известно. Впервые Неманица упоминается как местечко в 1670 году. В то время церковь в ней уже была. Сначала униатская, в 1795 году переведенная в православие. Первым священником православного храма был Иоанн Семенов Стабровский. Горела церковь дважды. В 1812 году ее сожгли французы. В 30-е годы XX века была сначала закрыта, из нее сделали амбар, затем контору, которая в конце концов и сгорела вместе со всеи колхозными деньгами и документами. На месте церкви построили клуб, который стоит и сегодня.

Храм имел давнюю и довольно богатую историю, про которую мы знаем сегодня не очень много. Даже фотоснимка храма не сохранилось. В начале 20 века в этих местах путешествовал фотограф Ян Балзункевич, который снимал православные храмы и католические костелы. Но почему-то фотоснимка Неманицкой церкви не сохранилось. Смолевичи, Жодино, Борисов, Лошница, Велятичи, Ратутичи...., а Неманица пропущена. Но тем не менее снимок, сделанный одним из жителей Неманицы когда-то был, его видел мой дядя. Поэтому есть надежда, что когда-нибудь фотоснимок Неманицкой Петропавловской церкви будет найден.

Не так давно интересные сведения из истории Петропавловской церкви появились благодаря украинской исследовательнице Светлане Крищенко, координатору интернет-проекту «Николаевский базар» (htpp://www.bazar.nikolaev.ua/). Дело в том, что в соавторстве с историком Игорем Гавриловым госпожа Светлана исследовала деятельность Николаевского священника Софрония Самборского, настоятеля церкви Святых и Праведных Захария и Елисаветы при Николаевском морском госпитале. Какое же отношение имеет этот священник к Неманицкой церкви? Самое непосредственное. Как сообщает госпожа Светлана Крищенко, священник происходил из Беларуси, из «духовного звания Минской епархии», родился примерно в 1780 году. Не имея семинарского образования, в 1804 году начал свою духовнуюкарьеру диаконом, служил в Софийском соборе в Гродно, который как раз в то время был освящен после ремонта. А в духовный сан иерея был рукоположен именно в Неманице. И что интересно, уже менее чем через полгода становится благочинным, в обязанности которого входил надзор за порядком в церковном округе.

А вот, что пишет об отце Софронии Светлана Крищенко: Софроний Семенович Самборский родился около 1780 г. Он был весьма талантливым молодым человеком, который, по его же утверждению, не оканчивал семинарии, но знал арифметику и российскую грамоту. Готовность постигать новое, его не оставляла и в дальнейшем. За годы своей жизни он дополнительно изучил польский, молдавский и волошский (румынский) языки.

Родиной Софрония являлась Белоруссия и служение его началось там, о чем он сообщает в своем формулярном списке: «Из духовного звания Минской Епархии», «13 декабря 1804 года Преосвященным Иовом Архиепископом Минским и Литовским рукоположен во Диакона». Спустя три года, он в этом же звании служит в Софийской соборной церкви в городе Гродно, что недалеко от границы с Литвой: «В 1807 году состав причта при соборе был уже полный. В нем значились: протоиерей Даниил Петелькевич, священник Гавриил Соловьевич, диакон Софроний Самборский, дьячок ИустинМинькевич, дьячок Василий Конопасевич и пономарь Лаврентий Заремба».

Но, как любой священник, Софроний Самборский не был чужд земным заботам. Его матушкой стала Зиновия Дмитриевна и в 1806 году у них родилась первая дочь Анастасия. Находя поддержку семьи, он служил ревностно, за что и был вознагражден 28 сентября 1809 г.: «рукоположен в иерея Петропавловской церкви села Немоницы, Борисовского уезда».

Село Немоницы (ныне — деревня Неманица, Минской области, Республика Беларусь) небольшое. Таким и показалось оно отцу Софронию после городской жизни в Гродно. Уютная сельская церковь стала надежным пристанищем для него и его семьи. Через два месяца после рукоположения, 1 декабря 1809 г., он был «определен в Борисовском Духовном Правлении Присутствующим Членом и Благочинным». В обязанности благочинного входил надзор за порядком в церковном округе в составе епархии (приходские церкви уезда разбивались на группы по 10 церквей) и он являлся своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Это назначение говорит не только о большом доверии к священнику и его авторитете в церковных кругах, но и о большой ответственности, которую взял на себя молодой священник.

Лично мне в наших архивах найти сведения про этого священника не удалось. И это не удивительно. Потому что службу в Неманице он вскоре оставил. Было это в 1811 году накануне войны с Наполеоном. В войну храм сгорел. А Софроний Самборский с честью прошел войну 1812 года полковым священником. Витебск — Смоленск — Бородино — Тарутино — Малоярославец — Красное — Гродно — вот его военный путь. А потом были еще Польша, Пруссия, Саксония, Бавария. Уволиться с полковой службы пришлось по состоянию здоровья в 1817 году. Тогда он и получил назначение в Екатеринославскую епархию, откуда, прослужив несколько лет армейским благочинным в Херсоне, перевелся в Николаев.

Заслуги Софрония Самборского на ниве служения Богу и людям не остались незамеченными при его жизни. Об этом свидетельствует простое перечисление его наград: кроме церковных наград, он имел серебряную медаль «За 1812 год», ордена св. Анны 2-й и 3-й степеней, орден св. Владимира 4-й степени, несколько бронзовых медалей «В память войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов».

Почти тридцать лет прослужил Софроний Самборский в церкви при морском госпитале в Николаеве. Умер в 1863 году в возрасте 83 года. Прах его покоится на Николаевском городском кладбище. Не остался забытым священник и после смерти. Люди рассказывают про чудодейственную силу могилы Софрония Самборского: сюда приходят просить здоровья, и, говорят, помогает. ( На снимке могила Софрония Самборского)

А в Неманицкой церкви на смену Софрония Самборского в 1811 году пришел Ераст Федорович Чайковский. Много общего в судьбе этих людей. Ераст Чайковский родился около 1777 года. Оба происходят из духовных семей, в семинарии не учились, начинали службу диаконами: Софроний в Гродно, а Ераст в Неманице. Согласно клировых ведомостей от 1798 года, 21-летний Ераст Чайковский значится диаконом при неманицком священнике Фёдоре Пирагове. Позже, в 1808 году. Он становится священником Лошницкой церкви, а в следующем году в Неманицу приезжает Софроний, который вскоре становится благочинным. Думается, живя по соседству, они были хорошо знакомы, поэтому не случайно, на смену Софронию Самборскому. Человеку, который очень ответственно относился к своим священническим обязанностям, приходит в 1811 году Ераст Чайковский, который всю свою жизнь посвятил Неманицкому приходу. На его глазах сгорела старая церковь, построена новая, родилось и умерло не одно поколение неманицких жителей, ибо служил священник в Неманице до самой смерти, как и Софроний в Николаеве. Умер он в возрасте около 80-ти лет в 1856 году. Сле5дует также отметить, что рядом с ним все эти годы был верный помощник диакон Василий Забаровский, который эту должность получил от своего отца Иоанна Заборовского.

Ирина Згрундо

Дополнительно из книги «Православная жизнь на Борисовщине. История и современность. Минск. Издательство «Четыре четверти». 2015г.»
Церковь Петра и Павла
В 1816 году на средства казны в деревне Неманица была построена церковь в честь апостолов Петра и Павла вместо церкви, спаленной французами в 1812 году.

Она была деревянная, на каменном фундаменте, квадратной формы, с одним куполом в середине, под деревянной крышей. Потолок был обшит досками, пол также был деревянный. Окна располагались в один ряд и не имели решёток. Внутренняя площадь церкви составляла 25 квадратных саженей.

По данным, которые датируются концом XIX века, внутреннее убранство церкви было таким: помещение для ризницы было сделано в притворе; иконостас из досок, покрашенный в синий цвет, имел позолоту только на царских вратах; иконостас из 7 икон простого письма; в церкви имелся полный набор литургической сосудов, крест и дарохранилище из серебра 84 пробы; имелось 4 богослужебных Евангелия, одно из которых было очень ценным и древним (издано в 1605 году в Львове).

На церковной звоннице имелось четыре колокола весом тринадцать, три, два и один пуд.

В церковном архиве метрические книги и исповедальные списки сохранились с 1812 года.

В приходе было 7 кладбищ. В Житьково и Ухолоде на них были построены кладбищенские церкви. В состав прихода входили деревни: Неманица, Стайки, Погодица, Житьково, Ухолода и Завалы. В приходе числилось прихожан-мужчин — 1031, а женщин — 1038. Все они принадлежали к крестьянскому сословию.

При церкви действовала церковно-приходская школа. Существовала церковь Петра и Павла в деревне Неманица до 1937 года.

А Медельцов

Комментариев нет:

Отправить комментарий